Главная » Публикации » Красота и здоровье » Нарушение мышечного тонуса у детей

Нарушение мышечного тонуса у детей

25 августа 2015 - Лидия Гурова
Нарушение мышечного тонуса у детей
Мышечный тонус напрямую связан с работой двигательной сферы. Контроль за ней осуществляет наша нервная система. Снижение или повышение мышечного тонуса, двигательной активности, наличие аномальных, «избыточных» движений – все это часто является патологическим состоянием. Оценка нормы и патологии двигательной сферы, а также уровень поражения нервной системы и само заболевание его вызвавшее, определяются детским неврологом.

Принято делить движения на произвольные и непроизвольные.

Произвольные движения – это движения, осуществляемые осознанно и самостоятельно:
  • стояние;
  • ходьба;
  • хватательные движения;
  • удержание предметов руками и др.
К непроизвольным (автоматизированным) относятся:
  • мелкая моторика (мимика, жесты);
  • автоматизм движений.
Проверка работы двигательной сферы у ребенка производится при помощи изучения активных и пассивных движений, мышечного тонуса и координации движений. При наличии полного объема движения в суставах, достаточной мышечной силы и тонуса, необходимость исследовать пассивные движения отпадает.

Исследования пассивных движений осуществляется врачом в положении лежа у ребенка (положение полной мышечной релаксации).Детский врач определяет подвижность в суставах, а также путем ощупывания - тонус мышц.

При атонии (гипотонии), т.е. сниженного мышечного напряжения, отмечается:
  • дряблость;
  • вялость мышц;
  • избыточность движения в суставах;
  • снижение сухожильных рефлексов.
При гипертонии отмечаются, наоборот:
  • «скованность» мышц;
  • повышенная напряженность мышц;
  • ограничение активных движений;
  • появление патологических рефлексов;
  • гиперрефлексии.
В обоих вариантах измененного мышечного тонуса снижается мышечная сила, а также скоординированность движений.

Силу мышц, наличие парезов и параличей у детей старше 3-х лет определяют при помощи:
  • динамометра;
  • исследования ходьбы;
  • специальных неврологических проб (например, проба Барре и др.).
У детей младше 3-х лет силу мышц определяют при помощи наблюдения за:
  • двигательной активность конечностей;
  • способностью ребенка перемещаться в пространстве;
  • способностью брать и удерживать игрушки;
  • способностью сопротивляться целенаправленному осмотру врача и др.

Силу мышц определяют при помощи специальной международной, так называемой, «шестибалльной системе». Оценка на «4» и «5» по этой системе является нормой.

При осмотре грудного ребенка врач будет проводить исследование, соблюдая правило: «снизу вверх», т.е. осмотр с ног и выше. Это дает малышу возможность привыкнуть к незнакомому человеку (врачу) и не испугаться. При плаче, беспокойстве ребенка правильная оценка двигательно-рефлекторной сферы крайне затруднительна.

У детей старшей возрастной группы осмотр специалиста должен осуществляться наоборот – «сверху вниз».

Когда врач говорит о мышечной дистонии, он имеет ввиду нарушение тонуса мышц в различных участках тела, «избыточности» двигательной активности, пластичности движений у ребенка.

«Избыточными» движениями можно считать:
  • дрожание (тремор);
  • медленные вычурные движения конечностей, тела (атетозы) и др.
Не всегда мышечная дистония, особенно у ребенка первого года жизни, является патологической.
Мохов Константин Олегович
Детский невролог высшей категории
Кандидат медицинских наук
Детская поликлиника Литфонда
Рейтинг: 0 Голосов: 0 270 просмотров

    Нет комментариев. Ваш будет первым!