Главная » Публикации » Дошколята » Зона ближайшего развития

Зона ближайшего развития

18 марта 2012 -
Зона ближайшего развития

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Зона ближайшего развития»

Почти семьдесят лет назад психологи начинали вести речь о том, что маленькие дети обладают поразительнейшей гибкостью ума и огромнейшим потенциалом. Однако я совершенно убеждена, что есть родители, которые понимают свою роль не как роль строгого учителя, а как более опытного друга, который способен заинтересовать малыша, создать необходимую среду, показать многообразие мира, но при этом не дает готовых ответов, который позволяет исследовать, искать и находить их самостоятельно, развивая, таким образом, и ум, и сердце. Детям не нужно раннее развитие. Им нужна своевременная помощь. И такую своевременную помощь в состоянии оказать своему ребенку абсолютно любой заинтересованный родитель при помощи открытия, сделанного одним из величайших психологов – Л. С. Выготского. Изучая механизмы работы детской психики, он обратил внимание на то, что развитие происходит лишь тогда, когда ребенок осваивает новые навыки. Но не просто осваивает в отрыве от его реальной жизни, а делает это на основе уже имеющихся у него знаний. Этот феномен получил название «зона ближайшего развития» и полноправно вошел в мировую педагогику и психологию. Ориентация в зоне ближайшего развития ребенка позволяет родителям одновременно находиться на полшага впереди своего малыша и на полшага позади.
Позади – для того, чтобы следовать интересам ребенка, не навязывая ему собственных преставлений о том, что ему должно быть интересно. А впереди – чтобы гибко подстроиться под индивидуальный темп ребенка, чтобы создать должную мотивацию (без нее будет банальное натаскивание), а также необходимую для развития навыка среду.

Подрастая, малыш одновременно осваивает огромное количество самых разных умений – и катание на велосипеде, и рисование, и счет, и речь, и так далее. И у каждого из этих умений своя зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития подвижна – в процессе занятий она постоянно расширяется, приобретается новый опыт, а на основе его ребенок все более и более совершенствуется. Например, младший дошкольный возраст, изучают одежду. С возрастом, познавая окружающий мир, идет отражение знаний во всех видах деятельности (в сюжетно-ролевой игре: «Одень куклу Машу на прогулку по сезону»). Главное заметить, что именно в этом месте у малыша возникают проблемы и помочь ему преодолеть их.
У постоянного нахождения внутри зоны ближайшего развития ребенка есть и еще одно очень важное свойство. Определение зоны невозможно без теснейшего общения и сотрудничества со своим ребенком. Любые методики развития нужны лишь для примерного направления. В результате живого общения с ребенком вы обнаружите, что создали вашу собственную методику – такую, какая нужна вашему конкретному малышу исходя из его интересов. Надо лишь пристально посмотреть на него – у каждого ребенка всегда есть то, от чего можно оттолкнуться. Это как раз и будет та область, где у малыша зона ближайшего развития наиболее обширна. Продолжая постепенно расширять ее, добавляя новые знания буквально по крупинкам, поощряя ребенка к собственным выводам, в один прекрасный день вы поймете, что ваш труд оказался не напрасным. Зона ближайшего развития составляет основу проектирования содержания и форм учебного взаимодействия в современных, наиболее прогрессивных образовательных системах.

Тревожность  развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка, а зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.
Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребенок привык к взрослому. Первое время специалист должен систематически приходить в группу, проводить наблюдения, беседовать с педагогом, проводить игры и участвовать в них. Эффективный способ расширения поведенческого репертуара застенчивого ребенка – это привлечение ассистента из сверстников, который характеризуется высокой коммуникабельностью и доброжелательностью и сумеет вовлечь застенчивого ребенка в игру, в совместную деятельность. Но его тоже необходимо подготовить: провести беседу, проиграть типичные ситуации.
Очень важно – обучить детей, пребывающих почти в постоянном нервном напряжении, некоторым простейшим приемам саморасслабления. Научить ребенка сочувствию, состраданию – очень важная задача, связанная с нравственным воспитанием, она требует от родителей сил и времени.
Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия – вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.
Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству.
Попав из ограниченного круга семьи в большой детский коллектив, ребенок не владеет социально приемлемыми способами общения, не имеет опыта совместных игр с другими детьми, не обладает нужными игровыми навыками. Это делает его непривлекательным партнером в глазах сверстников, и ребенок может оказаться в группе как бы в изоляции. При этом на фоне недовольства, обиды нередко появляются и агрессивные действия: ребенок ломает чужие постройки, рвет рисунки, портит и разбрасывает игрушки, прилагает все усилия, чтобы помешать игре, в которую его не принимают.
Иногда агрессивность стимулируется у детей косвенно – из-за постоянного просмотра мультфильмов соответствующего содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия. Если взрослому экранный «злодей» кажется смешным или гротескным, то дошкольник воспринимает его поведение как заслуживающий восхищения образец, а о страданиях жертв он вообще не задумывается. Аналогичное влияние оказывают и игрушки, специально выпускаемые для игры по сюжетам распространенных зарубежных мультфильмов, «детских боевиков» и «ужастиков».
Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. Агрессивность может выступать и формой протеста против  ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например, потребности в движении, в активной деятельности.
Рассматривая влияние среды на развитие человека, педагогика подчеркивает роль общества и контактов с людьми в становлении личности и прежде всего в развитии чисто человеческих задатков, на основе которых формируются речь, мышление, умение ходить. Роль семьи в процессе развития и формирования личности человека чрезвычайно велика. Семья создает определенные условия быта, культурную среду, влияет на развитие эмоциональной сферы, формирование первых социальных и нравственных представлений, становление характера человека.

Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей. Это период интенсивного физического роста и общего укрепления организма, развития головного мозга и всех основных функций организма. Обучение в дошкольном возрасте – это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружения их системой элементарных знаний, формирования умений и навыков в объеме, предусмотренном программой воспитания и обучения в детском саду. Чтобы обучение успешно решало стоящие перед ним задачи, оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л. С. Выготским. Суть ее заключается в том, что обучение не должно ориентироваться только на достигнутый уровень, а всегда опережать его, немного забегать вперед, чтобы ученику необходимо было приложить усилия для овладения новым материалом. Рассматривая влияние среды на развитие человека, педагогика подчеркивает роль общества и контактов с людьми в становлении личности и прежде всего в развитии чисто человеческих задатков, на основе которых формируются речь, мышление, умение ходить. Роль семьи в процессе развития и формирования личности человека чрезвычайно велика. Семья создает определенные условия быта, культурную среду, влияет на развитие эмоциональной сферы, формирование первых социальных и нравственных представлений, становление характера человека.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 6798 просмотров

    Нет комментариев. Ваш будет первым!